Виды сервитутов устанавливает земельный кодекс рф

Содержание

Что такое сервитут по Земельному кодексу

Виды сервитутов устанавливает земельный кодекс рф

Случается, что помимо воли собственника часть земельного участка может быть ограничена в правах пользования. Несмотря на законные права собственности, отдельное лицо или организация способны установить своеобразный выдел для общественных нужд или для личного пользования.

Обычно такие правовые ограничения допустимы для накладывания на соседские участки, которые имеют выход к местам общей доступности. Закон о земельном сервитуте на чужой территории имеет очень важное значение для определения границ ее использования.

Безусловно, основным документом, регламентирующим нормы об установлении и прекращении обременения участка в виде сервитута, является Земельный кодекс.

Что такое сервитут, правовые основы

Любой вид правоотношений, возникающих в ходе эксплуатации земельных наделов, детально описывается именно в этом нормативном документе. Земля – недвижимый объект, к которому применимы не только правила о возникновении права собственности, но и возможные ограничения и преимущества, связанные с арендой, дарением, обменом и прочими видами сделок.

Перед тем как давать нормативно закрепленное определение сервитута следует отметить, что Гражданский кодекс описывает обстоятельства наложения обременения, которые необходимы соседям. Тогда как Земельный кодекс прописывает виды и цели, которые характерны для социально важного ограничения права собственности.

Как такового понятия сервитута ЗК РФ не содержит. До изменений, введенных законом от 28.12.2013 года, п. 1 ст. 23 отсылал к нормам гражданского законодательства, уточняя, что требования к частным категориям обременений прописаны в ГК РФ. После 1 января 2014 года, перед тем как изучать нормы статьи 23, необходимо обратиться к статье 274 ГК РФ.

В Гражданском кодексе прописано весьма запутанное определение, которое состоит из следующих частей:

  • основание: проход, проезд, ремонт, реконструкция, производимые в интересах использования соседского участка;
  • как возникает: через требование, договоренности или судебные предписания;
  • между кем производится: смежные территориальные наделы;
  • какие последствия: не возникает негативных ограничений, кроме невозможности пользования той части участка, по которой осуществляется удовлетворения потребностей соседей.

Исходя из этого определения, можно осуществить проекцию и на нормы социально значимого сервитута с установлением дополнительных административных процедур по земельному законодательству.

При этом следует оговориться, что ограничения, установленные ГК РФ, в основном носят адресный характер (ограничены кругом соседей).

А по замыслу законодательства имеются основания для массовых обременений всех наделов, которые располагаются в «одной территориальной плоскости». В этом заключается разница определений различных типов ограничений при единстве подходов к порядку использования.

В обоих случаях неудобства терпит только собственник ограничиваемого надела, теряя часть полезной площади из зоны эксплуатации, не меняя сути собственности.

Виды сервитутов по земельному законодательству

В противоположность гражданскому законодательству, которое дает примерный и неполный список предлогов для постановки «частного сервитута», в Земельном кодексе описываются все случаи, при которых возможно ограничить эксплуатацию властным предписанием. Но стоит оговориться, что для обоих видов характерно следующее деление на:

  • постоянные;
  • временные (срочные).

Временные сервитуты, которые устанавливаются в рамках частного случая, возможны только на основании личных договоренностей (например, пронос строительных материалов для возведения совместного забора). Постоянные же ограничения обычно накладываются решением суда, так как собственник зачастую препятствует свободному пересечению собственного надела посторонними лицами (соседями).

Публичный сервитут предполагает, что владелец не имеет права сопротивляться общественной задаче, создавая блага всем без исключения.

Виды публичных сервитутов по земельному законодательству можно условно разделить на две группы, если обратиться к предыдущей классификации:

Чем обусловлен сервитутНормативное обоснованиеКто устанавливаетНа какой срок
Гарантия возможности беспрепятственного посещения любым желающим водоема и прибрежной территорииП. 2 статьи 27 Водного кодекса РФОрганы МСУПостоянно
Необходимостью проведения устранения дефектов всевозможных инфраструктурных объектовПостановление Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170; Жилищный кодекс РФОрганизация, обслуживающая территориюВременно
Требованием определения границ посредством установления специальных знаков, геодезических пунктов для обслуживания сетей

Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/servitut-po-kodeksu.html

Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)

Виды сервитутов устанавливает земельный кодекс рф

СТ 23 ЗК РФ

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных работ на земельном участке;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.

44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.

3 настоящего Кодекса.

11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”, за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

18. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.

19. Особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Источник: http://ZemKod.ru/glava-4/st-23-zk-rf

Бухгалтерские и аудиторские термины — Audit-it.ru

Виды сервитутов устанавливает земельный кодекс рф

Сервитут – это получение возможности на ограниченное пользование недвижимостью, вещью или землей, которые находятся в чужой собственности.

Сервитут используется в земельных, вещных и иных отношениях. В рамках правоприменительной практики под сервитутом понимаются обстоятельства, согласно которым одна из сторон в рамках допустимой по закону договоренности, получает от другой стороны разрешение и допуск на использование своих объектов или территорий, находящихся в собственности.

Отметим, что большая часть прочих обстоятельств, связанных с сервитутом, относится к категории земельного права, когда речь идет о различных аспектах применения права ограниченно употреблять себе на пользу территорию чужого земельного владения.

Виды сервитута

Земельный кодекс различает два варианта сервитута: частный и публичный.

Разница здесь заключается в том, кто становится обладателем ограниченного права пользования.

Первая ситуация относится к частным лицам и организациям, которые урегулируют свои правоотношения в процессе эксплуатации соседних участков. Публичный сервитут устанавливается в случаях, когда речь идет об интересах государства в целом, отдельных его органов или местного населения.

Частный сервитут

Согласно Статьям 274-277 ГК РФ:

Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (частного сервитута).

Частный сервитут может устанавливаться для:

  • обеспечения водоснабжения и мелиорации;
  • прокладки и эксплуатации линии электропередач, связи и трубопроводов;
  • обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок;
  • также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Основанием установления частного сервитута выступает соглашение между лицом, которое требует установить сервитут, и собственником соседнего участка.

В случае не достижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спор разрешается судом по иску лица, которое требует установить частный сервитут.

Публичный сервитут

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Публичный сервитут устанавливается в публичных интересах, то есть если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления, местного населения. Публичный сервитут может устанавливаться для достижения следующих целей:

  • проведения дренажных работ на земельном участке;
  • использования земельного участка;
  • прохода или проезда через земельный участок;
  • выпаса сельскохозяйственных животных;
  • прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
  • сенокошения;
  • временного пользования земельным участком в целях проведения исследовательских работ;
  • свободного доступа к прибрежной полосе;
  • использования земельного участка в целях охоты и рыболовства.

Классификация сервитута

По своим особенностям сервитуты могут быть классифицированы следующим образом:

  • платные – с установлением компенсационных отчислений в пользу лица, обременяющего свое имущество сервитутом;
  • бесплатные – по закону или на основе взаимной договоренности предоставляемыми безвозмездно;
  • срочные – с установлением фиксированного, продляемого или всегда четко завершаемого срока действия;
  • бессрочные – не имеющие определенного срока существования.

Процедура оформления сервитута

При этом обеспечение процедуры происходит по следующим правилам

1.Стороны (собственники) приходят к выводу о необходимости применения сервитута;

2.Участники соглашения заключают договор, в котором отмечают:

  • сферу, на которую распространяется действие сервитута;
  • платную или бесплатную форму взаимодействия в рамках сервитута;
  • сроки;
  • другие необходимые условия.

3.Если стороны приходят к соглашению, они переходят к процедуре государственной регистрации сервитута в Росреестре;

4. После рассмотрения и подтверждения сделки будет выдана соответствующая выписка из ЕГРП, в которой будут отмечены обременения, наложенные на соответствующую территорию. После регистрации сервитут будет считаться имеющим законную силу.

Регистрация сервитута

Сервитут является обременением и вещным правом, поэтому он подлежит государственной регистрации.

Случаи кода сервитут не подлежит регистрации

Регистрационные действия необходимо осуществлять во всех случаях кроме двух исключений:

  • территория с обременением отходит в собственность наследника. В этой ситуации и ограниченное право пользования передается по наследству вместе с землей. Обременение здесь неотделимо от земли, поэтому оно никак не меняется при смене собственников;
  • условия введения исчезли до того, как соседи пришли к подписанию договора.

Стадии регистрации сервитутного права

Сам процесс регистрации состоит из четырех этапов.

  1. Подача необходимых документов. Здесь проверяется правильность составления бумаг, после чего ответственный работник принимает их с выдачей подтверждения о получении документации и ее перечне.

  2. Юридическая проверка представленных документов. Переданные заявителем бумаги направляются на юридическую экспертизу, в ходе которой документы проверяются на следующие моменты: соответствие действующему законодательству; подлинность и действительность; полное соответствие той задаче, которая планируется быть разрешенной.

  3. Внесение необходимой информации в Единый государственный реестр.

  4. Выдача заявителю документа, который подтверждает регистрацию. В этой бумаге отражается факт установления данного сервитутного права и указывается продолжительность действия сервитута.

Документы для регистрации сервитутного права

Для оформления необходимо подавать следующие документы:

  • соглашение между сторонами вопроса или нормативный акт, по которому должно быть установлено сервитутное право;
  • заявление на выполнение регистрации;
  • паспорт лица, подающего данное заявление;
  • кадастровые документы на землю, которая будет подвергнута обременению;
  • бумага с подтверждением уплаты госпошлины на проводимую процедуру;
  • если заявителем выступает организация – ее устав и выписка из ЕГРЮЛ;
  • при представлении интересов заявителя сторонним лицом – доверенность на выполнение им необходимых действий, полученная в нотариальной конторе.

Сервитут: подробности для бухгалтера

  • Доходы и расходы по налогу на прибыль в казенном учреждении … пользования чужими земельными участками (сервитут) (ст. 5 ЗК РФ … ).
    Собственник участка, обремененного сервитутом, может, если иное не … в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование … год, соглашение об установлении сервитута заключают землепользователь, землевладелец;
    государственному … учреждению, соглашение об установлении сервитута заключается при наличии согласия … предоставлению ограниченного права пользования (сервитута) освобождается от обложения налогом …
  • Справедливая стоимость нефинансовых активов … пользования чужими земельными участками (сервитутами)*)
    Получение в безвозмездное пользование … ст. 274 ГК РФ сервитут может устанавливаться по соглашению между … могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут подлежит регистрации в порядке, … на недвижимое имущество. Стоимость сервитута определяется установленной соглашением между сторонами … или судом платы за пользование сервитутом, но в пределах кадастровой … этом плата за пользование сервитутом относится на текущие затраты учреждения …
  • НДС в 2018 году: разъяснения Минфина России … участком по соглашениям об установлении сервитута указанной статьей 155 НК РФ … ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) облагается налогом на добавленную стоимость … ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) указанной статьей 155 НК РФ … ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) указанной статьей 155 НК РФ …
  • Налог на прибыль в 2018 году: разъяснения Минфина России … организациями по соглашениям об установлении сервитута, в статье 251 НК РФ … предприятиями по соглашениям об установлении сервитута на земельный участок, находящийся в …
  • Обзор писем Министерства финансов РФ за декабрь 2018 года … участком по соглашениям об установлении сервитута указанной статьей 155 НК РФ … организациями по соглашениям об установлении сервитута, в статье 251 НК РФ …
  • Трудности признания имущества недвижимым … предоставления земельных участков и установления сервитутов
    [1] , использование земель и земельных … участков без предоставления и установления сервитута может осуществляться с целью размещения …
  • Обзор писем Министерства финансов РФ за январь 2020 … ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) указанной статьей 155 НК РФ … ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) государственному казенному учреждению НДС стоит …
  • Обзор писем Министерства финансов РФ за декабрь 2019 … ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута, публичного сервитута) указанной статьей 155 НК …
  • Обзор писем Министерства финансов РФ за ноябрь 2019 … при оказании услуг по предоставлению сервитута доходы от реализации данной услуги … права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) физическому или юридическому лицу право …
  • Обзор писем Министерства финансов РФ за июль 2018 … ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) указанной статьей 155 НК РФ … предприятиями по соглашениям об установлении сервитута на земельный участок, находящийся в …
  • НДС в 2017 году. Разъяснения Минфина России … ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) указанным пунктом 3 статьи 161 … ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) физические лица к оплате покупателю …
  • Обзор писем Министерства финансов РФ за март 2019 … ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) указанным пунктом 3 статьи 161 …
  • Изменения в Инструкции № 157н: бухгалтерский учет в учреждении … пользования чужими земельными участками (включая сервитут), объектов, по которым сформированы капитальные …
  • В Инструкцию № 157н внесены очередные изменения … пользования чужими земельными участками (включая сервитут);
    объектов, по которым сформированы капитальные …
  • ТОП-10 разъяснений Минфина России по НДС в 2018 … ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) указанной статьей 155 НК РФ …

Источник: https://www.audit-it.ru/terms/agreements/servitut.html

Сервитут на земельный участок в 2020 году: порядок оформления, документы

Виды сервитутов устанавливает земельный кодекс рф

07.12.2018

Сервитут – право ограниченного пользования чужой недвижимостью в личных целях. Понятие частной собственности подразумевает, что владелец может распоряжаться имуществом по своему усмотрению. Однако права обладателей земельных участков могут быть нарушены вынужденными действиями других лиц.

Статья 217 Гражданского кодекса РФ определяет сервитут на земельный участок как вещное право граждан, не входящих в число собственников. Статья 274 ГК РФ регламентирует общие правила установления обременения.

Отличительные особенности сервитута заключаются в следующем:

  1. За владельцем сохраняется право распоряжения (землю можно продать, передать по наследству, подарить, сдать в аренду).
  2. Сведения об обременении вносятся в кадастровые документы.
  3. Хозяин вправе требовать плату за эксплуатацию надела.
  4. Остальные участники сделки не приобретают права собственности.

Если право на землю переходит к другому владельцу, обязательства по обременению не исчезают.В статье 23 Земельного кодекса РФ раскрываются цели, основания, виды и сроки сервитута.

договора использования чужой территории очень похоже на соглашение об аренде. Основное различие между сделками заключается в вынужденном характере сервитута.

Возможность арендовать участок не означает приобретения права на сервитут.

Статьи 39.25 и 39.26 ЗК РФ регламентируют содержимое и порядок оформления документа.

Виды сервитутов

Российское земельное законодательство выделяет два варианта сервитута: публичный и частный. Разделение производится в зависимости от правового значения возникновения договора.
Выделяют следующие различия между видами:

  1. Основанием для регистрации в органах Росреестра публичного договора служат региональные нормативные акты или постановления отдельного муниципалитета. Частное ограничение вводится по добровольному соглашению или по решению суда.
  2. Публичный вариант предполагает безвозмездное использование надела. Частный владелец имеет право на денежную компенсацию.
  3. Процедуры введения и прекращения существенно отличаются.

Публичное обременение осуществляется в интересах большого круга лиц. Частное соглашение заключается между конкретными людьми (организациями).

Когда применяется публичный сервитут

Публичное ограничение предусматривает эксплуатацию земли государственным или муниципальным образованием.

Подробнее о том, как взять в аренду государственную или муниципальную землю.

Основания наложения обременения включают:

  • прокладка коммуникаций (газопровод, ЛЭП);
  • прогон и выпас скота, принадлежащего фермерским и крестьянским хозяйствам;
  • прохождение дороги общего пользования через частную территорию;
  • проведение исследовательских и поисковых работ;
  • строительство общественных объектов;
  • возможность беспрепятственного прохода к источнику воды (береговой зоне);
  • размещение информационных знаков;
  • выполнение дренажных работ.

Договор о публичном использовании участка должен быть обязательно зарегистрирован в Росреестре.
Пользователи общественного сервитута должны соблюдать санитарные нормы, правила пожарной защиты, заботиться о сохранении земли.

Когда необходим частный сервитут

Соглашение об ограниченном использовании участка заключается владельцами смежных наделов.
Установление частного обременения применяется в следующих ситуациях:

  • необходимость проезда или прохода через соседнюю территорию;
  • проведение и ремонт коммуникаций (например, водопровода, электрического кабеля);
  • возведение и ремонт объектов недвижимости;
  • обеспечение иных нужд собственника.

Если владельцы участков не смогут договориться о совместной эксплуатации, то решение будет приниматься в судебном порядке.

Практика показывает, что простой сервитут оформляется по согласию сторон при наличии нескольких обстоятельств:

  • предполагаются незначительные потери от наложенного ограничения;
  • собственникам невыгодно доводить дело до суда;
  • лицо, которому предъявлено требование, получает денежную компенсацию.

Величина выплат определяется размерами предполагаемого ущерба.

Как дополнительно различают сервитуты

Обременение земельного участка можно классифицировать по сроку действия. Срочный договор имеет силу на протяжении определенного периода (к примеру, на время ремонта). Бессрочный сервитут не ограничен временными рамками и является постоянным.

Существует разделение соглашений об эксплуатации земельных территорий по объектам:

  • водный (использование водоемов);
  • лесной (право свободного пребывания в лесах, сбор грибов и ягод).

Кроме того, сервитут предоставляется бесплатно или на возмездной основе.
Чтобы рассчитать размер платежей следует учитывать реальные расходы, интенсивность использования и стоимость утраты выгоды. Если с требованием обременения обращается юридическое лицо, компенсация дополнительно облагается НДС.

Как установить сервитут

Земельный сервитут (все виды) по общим правилам назначается в соответствии с требованием лица о его применении.

Законом определено три способа наложения обременения:

  • по добровольному согласию землепользователей;
  • на основании нормативного акта (федерального или муниципального);
  • по судебному решению.

Одной из причин заключения договора выступает наличие у заявителя права пожизненного владения.

Как налагается публичный сервитут

Требование об установлении порядка эксплуатации землей вправе выдвигать муниципальные органы, организации, садоводческие товарищества (СНТ) и другие группы граждан.

Последовательность назначения публичного сервитута состоит из следующих этапов:

  1. Подача заявления в органы местного самоуправления.
  2. Объявление и проведение подробного публичного слушания.
  3. Принятие решения администрацией муниципального образования.
  4. Подписание нормативного акта.
  5. Регистрация документа в Росреестре.

Действие сервитута начинается после его официального оформления.
Длительность процедуры утверждения обременения определяется административным регламентом региона. Общий срок составляет от трех месяцев до полугода.

Как оформляется частный сервитут

Договор частного обременения – соглашение собственников наделов, имеющих общую границу.
Заключение соглашения проводится по схеме:

  1. Заинтересованные лица договариваются о совместном использовании земли.
  2. Если согласие не достигнуто, инициатор сервитута обращается с иском в суд.
  3. Определяются порядок, сроки и цена эксплуатации участка.
  4. Обременение регистрируется в органах Росреестра.

В договоре отражаются все существенные условия. К составлению документа по желанию участников привлекается нотариус. Если форма соглашения не соблюдена, оно может быть признано недействительным.

Пункты договора включают:

  • личные данные сторон;
  • характеристики объекта (площадь, кадастровый номер, назначение);
  • цели использования;
  • размер земельного участка (если обременение устанавливается на часть территории);
  • срок действия;
  • цена и способ оплаты;
  • порядок эксплуатации надела;
  • обязанности сторон.

Если земля находится в собственности нескольких лиц, в соглашении разграничено участие всех правообладателей.

Какие документы необходимо представить

Сервитут устанавливают на территорию, границы которой зафиксированы документально.
Обратиться в отделение Росреестра может как владелец, так и пользователь спорного участка.

Перечень необходимых бумаг включает:

  • заявление на госрегистрацию;
  • копия удостоверения личности заявителя;
  • документы, подтверждающие право собственности на землю;
  • соглашение владельцев или решение суда;
  • кадастровый план;
  • квитанция оплаченной госпошлины.

При нахождении участка в ипотеке требуется согласие кредитной организации.

образец добровольного соглашения о сервитуте

Когда прекращается действие сервитута

Российское законодательство предусмотрело возможность прекращения сервитута.

Обременение отменяется по следующим причинам:

  • исчезли основания для ограниченного использования земли;
  • участок уничтожен в результате природной или техногенной катастрофы;
  • закончился срок действия договора;
  • изменились условия (заключено новое соглашение);
  • землепользователь отказался от требований.

Для снятия обременения собственнику необходимо обратиться в органы Росреестра с заявлением о погашении договора.

Земельный кодекс РФ (ст. 48) закрепляет дополнительные основания для прекращения публичного сервитута:

  • нарушение целей использования;
  • нанесение ущерба земельным ресурсам;
  • задолженность по внесению установленной платы.

Действие договора можно прекратить в одностороннем порядке или по обоюдному согласию сторон.

Как оспорить наложение сервитута

Установление обременения – сделка, предметом которой выступает пользования объектом недвижимости. Любая сделка оспаривается в судебном порядке.

Собственнику, на имущество которого налагается обременение, следует подготовить исковое заявление. Истец должен доказать, что условия, при которых возникает сервитут, лишают его возможности использования земли в своих целях.

Индивидуальный предприниматель А. обратился в Хостинский районный суд Сочи с иском к частной компании об отмене бессрочного сервитута. Суд выяснил, что через соседние участки проходит подземная сеть водоснабжения. На территории, принадлежащей А., находился инженерный узел. Обслуживание оборудования организацией существенно ограничила использование А. своей собственности.

Проведенная экспертиза показала, что инженерный объект можно переместить на участок, находящийся во владении компании. Судья отменил обременение и обязал фирму выполнить работы по перемещению.

Наложение сервитута подразумевает причинение наименьшего неудобства собственнику. При рассмотрении дела об оспаривании суды стараются добиться соблюдения баланса интересов всех участников соглашения.

Источник: https://lawowner.ru/nedvizhimost/zemlya/servitut

Основные виды сервитутов и их особенности

Виды сервитутов устанавливает земельный кодекс рф

Сервитут в отношении земельного участка заключается в том, что лицо, которое не является собственником или владельцем земли, может использовать ее в определенных целях, установленных законодательно.

Земельные отношения, которые возникают у владельцев земельных участков разных видов, имеют множество особенностей, которые связаны с приобретением и реализацией прав на землю. Особое место при этом занимает такое понятие как сервитут, которое может означать как право, так и обременение, в зависимости от того, кому оно принадлежит.

Далее будет рассмотрено значение данного понятия, а также его основные исторические и законодательные виды и формы, которые встречаются на практике.

Понятие сервитута

В общем смысле сервитут представляет собой ограниченное право для одного субъекта пользоваться каким-то имуществом другого субъекта. В отношении земельного участка данное право заключается в том, что лицо, которое не является собственником или владельцем земли, может использовать ее в определенных целях, установленных законодательно. При этом существуют такие особенности:

  • сервитут является определенным обременением для собственника земельного участка;
  • его установление не лишает прав на землю ее законного владельца (собственника, арендатора) и никак не ограничивает его возможности по ее использованию или распоряжению;
  • собственник участка имеет право требовать от обладателя сервитута внесения за пользование недвижимостью определенной платы (она должна быть соразмерной тому ущербу, который может быть нанесен земле от установления обременения);
  • устанавливаться он может как добровольно (по согласию сторон), так и принудительно, в судебном порядке (по требованию третьего лица);
  • сервитут дает право только использовать участок в ограниченных целях — распоряжаться им он не может.

Для его установления обязательно должны быть соответствующие основания. В зависимости от этих оснований и целей, для которых необходимо установление этого обременения, существует несколько его различных видов.

В зависимости от заинтересованной аудитории

Прежде всего, стоит рассмотреть виды сервитута, установленные официально, на законодательном уровне. В соответствии со ст. 23 ЗК РФ сервитут может быть:

Частным

Основным отличием между данными видами обременений является основание, на котором они устанавливаются. Так, частный сервитут возникает на основании следующих документов:

  • соглашение между собственником участка и третьим лицом — заключается в том случае, если решение об его установлении является добровольным;
  • соответствующее решение суда — является основанием в том случае, когда добровольно соглашение не было заключено и понадобилось обращение в суд.

В каждом из этих документов оговариваются условия, на которых будет установлено обременение: его срок, наличие и величина оплаты, цели, в которых может использоваться участок и т. п.

Однако это всегда происходит только в частных интересах — то есть для какого-то гражданина или юридического лица. Это является еще одной особенностью данного вида обременения.

Публичным

Данный вид сервитута устанавливается на основании закона или какого-то другого нормативно-правового акта РФ, субъекта РФ или же органа местного самоуправления. В отличие от частного, его применение всегда вызвано заботой о публичных интересах — государственных, органов местного самоуправления или же населения города (другого населенного пункта).

В зависимости от срока действия

Также в зависимости от срока, на который данный вид обременения устанавливается, он может быть:

  • Срочным. В этом случае установление сервитута происходит только на какой-то период, в течение которого его обладателю будет необходимо пользоваться участком. Данный срок может определяться сторонами в добровольном порядке или же устанавливаться принудительно исходя из поставленных целей.
  • Бессрочным. Этот вид обременения устанавливается без конкретного срока, поэтому право пользования участком будет у его обладателя до тех пор, пока это необходимо или он сам не решит отказаться от него. Сторонами могут быть дополнительно предусмотрены различные ситуации и основания для прекращения действия сервитута.

В зависимости от целей использования

В зависимости от целей, для которых предоставляется право ограниченного использования земли, сервитут делится на:

Городской

Он устанавливается в пользу застроенных участков и может иметь целью как не допустить в отношении них каких-то действий, так и, наоборот, обеспечить возможность их совершения. Например:

  • право использовать стену чужого строения в качестве подпорки для своего здания;
  • возможность обеспечивать через чужой участок сток воды;
  • запрет возводить строения больше определенной высоты, чтобы не загораживать здание соседа и т. п.

Как правило, устанавливается такой сервитут для участков, которые расположены в пределах городской местности, однако не исключено и обратное.

Сельский

Он применяется в отношении незастроенных и полевых участков. Цели его установления обычно связаны с ведением сельскохозяйственной деятельности:

  • прогон скота через участок;
  • проведение канализации;
  • возможность проезда через надел и т. п.

Другие

Еще одна классификация предусматривает разделение сервитута на такие виды:

Водный

Как следует из названия, он заключается в предоставлении третьему лица права использовать водные объекты, расположенные на чужом участке, например:

  • водить к водоему скот на водопой;
  • проводить через надел систему водоснабжения;
  • купаться в водоеме;
  • ловить рыбу и т. п.

Лесной

Соответственно, в данном случае обладателю сервитута предоставляется право использовать лесной фонд для различных целей, установленных законодательно. Чаще всего здесь подразумевается возможность свободно пребывать в лесу, собирать различные плоды (грибы, ягоды) и т. п.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.