Безвозмездный сервитут на земельный участок

Сервитут на земельный участок в 2020 году: порядок оформления, документы

Безвозмездный сервитут на земельный участок

07.12.2018

Сервитут – право ограниченного пользования чужой недвижимостью в личных целях. Понятие частной собственности подразумевает, что владелец может распоряжаться имуществом по своему усмотрению. Однако права обладателей земельных участков могут быть нарушены вынужденными действиями других лиц.

Статья 217 Гражданского кодекса РФ определяет сервитут на земельный участок как вещное право граждан, не входящих в число собственников. Статья 274 ГК РФ регламентирует общие правила установления обременения.

Отличительные особенности сервитута заключаются в следующем:

  1. За владельцем сохраняется право распоряжения (землю можно продать, передать по наследству, подарить, сдать в аренду).
  2. Сведения об обременении вносятся в кадастровые документы.
  3. Хозяин вправе требовать плату за эксплуатацию надела.
  4. Остальные участники сделки не приобретают права собственности.

Если право на землю переходит к другому владельцу, обязательства по обременению не исчезают.В статье 23 Земельного кодекса РФ раскрываются цели, основания, виды и сроки сервитута.

договора использования чужой территории очень похоже на соглашение об аренде. Основное различие между сделками заключается в вынужденном характере сервитута.

Возможность арендовать участок не означает приобретения права на сервитут.

Статьи 39.25 и 39.26 ЗК РФ регламентируют содержимое и порядок оформления документа.

Виды сервитутов

Российское земельное законодательство выделяет два варианта сервитута: публичный и частный. Разделение производится в зависимости от правового значения возникновения договора.
Выделяют следующие различия между видами:

  1. Основанием для регистрации в органах Росреестра публичного договора служат региональные нормативные акты или постановления отдельного муниципалитета. Частное ограничение вводится по добровольному соглашению или по решению суда.
  2. Публичный вариант предполагает безвозмездное использование надела. Частный владелец имеет право на денежную компенсацию.
  3. Процедуры введения и прекращения существенно отличаются.

Публичное обременение осуществляется в интересах большого круга лиц. Частное соглашение заключается между конкретными людьми (организациями).

Когда применяется публичный сервитут

Публичное ограничение предусматривает эксплуатацию земли государственным или муниципальным образованием.

Подробнее о том, как взять в аренду государственную или муниципальную землю.

Основания наложения обременения включают:

  • прокладка коммуникаций (газопровод, ЛЭП);
  • прогон и выпас скота, принадлежащего фермерским и крестьянским хозяйствам;
  • прохождение дороги общего пользования через частную территорию;
  • проведение исследовательских и поисковых работ;
  • строительство общественных объектов;
  • возможность беспрепятственного прохода к источнику воды (береговой зоне);
  • размещение информационных знаков;
  • выполнение дренажных работ.

Договор о публичном использовании участка должен быть обязательно зарегистрирован в Росреестре.
Пользователи общественного сервитута должны соблюдать санитарные нормы, правила пожарной защиты, заботиться о сохранении земли.

Когда необходим частный сервитут

Соглашение об ограниченном использовании участка заключается владельцами смежных наделов.
Установление частного обременения применяется в следующих ситуациях:

  • необходимость проезда или прохода через соседнюю территорию;
  • проведение и ремонт коммуникаций (например, водопровода, электрического кабеля);
  • возведение и ремонт объектов недвижимости;
  • обеспечение иных нужд собственника.

Если владельцы участков не смогут договориться о совместной эксплуатации, то решение будет приниматься в судебном порядке.

Практика показывает, что простой сервитут оформляется по согласию сторон при наличии нескольких обстоятельств:

  • предполагаются незначительные потери от наложенного ограничения;
  • собственникам невыгодно доводить дело до суда;
  • лицо, которому предъявлено требование, получает денежную компенсацию.

Величина выплат определяется размерами предполагаемого ущерба.

Как дополнительно различают сервитуты

Обременение земельного участка можно классифицировать по сроку действия. Срочный договор имеет силу на протяжении определенного периода (к примеру, на время ремонта). Бессрочный сервитут не ограничен временными рамками и является постоянным.

Существует разделение соглашений об эксплуатации земельных территорий по объектам:

  • водный (использование водоемов);
  • лесной (право свободного пребывания в лесах, сбор грибов и ягод).

Кроме того, сервитут предоставляется бесплатно или на возмездной основе.
Чтобы рассчитать размер платежей следует учитывать реальные расходы, интенсивность использования и стоимость утраты выгоды. Если с требованием обременения обращается юридическое лицо, компенсация дополнительно облагается НДС.

Как установить сервитут

Земельный сервитут (все виды) по общим правилам назначается в соответствии с требованием лица о его применении.

Законом определено три способа наложения обременения:

  • по добровольному согласию землепользователей;
  • на основании нормативного акта (федерального или муниципального);
  • по судебному решению.

Одной из причин заключения договора выступает наличие у заявителя права пожизненного владения.

Как налагается публичный сервитут

Требование об установлении порядка эксплуатации землей вправе выдвигать муниципальные органы, организации, садоводческие товарищества (СНТ) и другие группы граждан.

Последовательность назначения публичного сервитута состоит из следующих этапов:

  1. Подача заявления в органы местного самоуправления.
  2. Объявление и проведение подробного публичного слушания.
  3. Принятие решения администрацией муниципального образования.
  4. Подписание нормативного акта.
  5. Регистрация документа в Росреестре.

Действие сервитута начинается после его официального оформления.
Длительность процедуры утверждения обременения определяется административным регламентом региона. Общий срок составляет от трех месяцев до полугода.

Как оформляется частный сервитут

Договор частного обременения – соглашение собственников наделов, имеющих общую границу.
Заключение соглашения проводится по схеме:

  1. Заинтересованные лица договариваются о совместном использовании земли.
  2. Если согласие не достигнуто, инициатор сервитута обращается с иском в суд.
  3. Определяются порядок, сроки и цена эксплуатации участка.
  4. Обременение регистрируется в органах Росреестра.

В договоре отражаются все существенные условия. К составлению документа по желанию участников привлекается нотариус. Если форма соглашения не соблюдена, оно может быть признано недействительным.

Пункты договора включают:

  • личные данные сторон;
  • характеристики объекта (площадь, кадастровый номер, назначение);
  • цели использования;
  • размер земельного участка (если обременение устанавливается на часть территории);
  • срок действия;
  • цена и способ оплаты;
  • порядок эксплуатации надела;
  • обязанности сторон.

Если земля находится в собственности нескольких лиц, в соглашении разграничено участие всех правообладателей.

Какие документы необходимо представить

Сервитут устанавливают на территорию, границы которой зафиксированы документально.
Обратиться в отделение Росреестра может как владелец, так и пользователь спорного участка.

Перечень необходимых бумаг включает:

  • заявление на госрегистрацию;
  • копия удостоверения личности заявителя;
  • документы, подтверждающие право собственности на землю;
  • соглашение владельцев или решение суда;
  • кадастровый план;
  • квитанция оплаченной госпошлины.

При нахождении участка в ипотеке требуется согласие кредитной организации.

образец добровольного соглашения о сервитуте

Когда прекращается действие сервитута

Российское законодательство предусмотрело возможность прекращения сервитута.

Обременение отменяется по следующим причинам:

  • исчезли основания для ограниченного использования земли;
  • участок уничтожен в результате природной или техногенной катастрофы;
  • закончился срок действия договора;
  • изменились условия (заключено новое соглашение);
  • землепользователь отказался от требований.

Для снятия обременения собственнику необходимо обратиться в органы Росреестра с заявлением о погашении договора.

Земельный кодекс РФ (ст. 48) закрепляет дополнительные основания для прекращения публичного сервитута:

  • нарушение целей использования;
  • нанесение ущерба земельным ресурсам;
  • задолженность по внесению установленной платы.

Действие договора можно прекратить в одностороннем порядке или по обоюдному согласию сторон.

Как оспорить наложение сервитута

Установление обременения – сделка, предметом которой выступает пользования объектом недвижимости. Любая сделка оспаривается в судебном порядке.

Собственнику, на имущество которого налагается обременение, следует подготовить исковое заявление. Истец должен доказать, что условия, при которых возникает сервитут, лишают его возможности использования земли в своих целях.

Индивидуальный предприниматель А. обратился в Хостинский районный суд Сочи с иском к частной компании об отмене бессрочного сервитута. Суд выяснил, что через соседние участки проходит подземная сеть водоснабжения. На территории, принадлежащей А., находился инженерный узел. Обслуживание оборудования организацией существенно ограничила использование А. своей собственности.

Проведенная экспертиза показала, что инженерный объект можно переместить на участок, находящийся во владении компании. Судья отменил обременение и обязал фирму выполнить работы по перемещению.

Наложение сервитута подразумевает причинение наименьшего неудобства собственнику. При рассмотрении дела об оспаривании суды стараются добиться соблюдения баланса интересов всех участников соглашения.

Источник: https://lawowner.ru/nedvizhimost/zemlya/servitut

Как оформить сервитут?

Безвозмездный сервитут на земельный участок

Не можете пройти к своему участку? Отремонтировать стену своего дома? Подвести коммуникации к своему дому? Выход есть – сервитут.

1. Что такое сервитут простым языком и когда он нужен?

Что же такое сервитут простым языком? Это разрешение на пользование земельным участком, которое предоставляется лицам, не имеющим на него права.

Исходя из норм закона это обременение, налагаемое на земельный участок, которое заключается в праве лица (лиц) на ограниченное пользование чужими землями (ст. 274 Гражданского кодекса РФ;  далее -ГК РФ).

Установить сервитут может потребоваться по разным причинам.

Например:

  • Вы не можете в силу определенных причин пройти к своему наделу, кроме как через земли соседа. В этом случае собственники могут либо установить сервитут добровольно, либо требовать его установления в судебном порядке, потому что иным способом проблему решить невозможно.
  • На земельном участке, находящемся в собственности частного лица, расположен природный источник, который не может быть оформлен в собственность. В этом случае собственники соседних участков для использования воды могут попросить или потребовать права прохода к этому источнику. 
  • При проведении строительных работ на Вашем участке земли выясняется, что водопровод к строящемуся дому можно провести лишь через соседний надел. В такой ситуации для прокладки коммуникаций необходимо установить сервитут, чтобы Вы на законных основаниях могли использовать конкретную часть чужого участка для оговорённых целей.

2. Сервитуты: понятие и виды

Земельный участок или часть участка,на которые устанавливается такое обременение, должны быть поставлены на кадастровый учет.

Такое право ограниченного пользования устанавливается на условиях, как можно менее обременительных для использования земельного участка, в отношении которого оно установлено (п. 8 ст. 23 Земельного кодекса РФ; далее – ЗК РФ).

Данное обременение может быть установлено несколькими способами:

  • по договоренности сторон (по соглашению);
  • решением суда;
  • по решению органов власти.

В зависимости от оснований и условий возникновения выделяют следующие виды сервитута: частный или публичный, срочный или бессрочный, платный или бесплатный.

Частный устанавливается в интересах конкретных лиц на основании соглашения между владельцем земли и заинтересованным лицом (п. 3 ст. 274 ГК РФ).

По общему правилу собственник участка, обремененного частным сервитутом, может требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых он установлен (п. 5 ст. 274 ГК РФ, п. 12 ст. 23 ЗК РФ).

Правообладатель может согласиться и на безвозмездный сервитут (п. 4 ст. 421 ГК РФ).

Срок частного сервитута определяется по соглашению сторон (п. 7 ст. 23 ЗК РФ).

Если соглашение об установлении сервитута не достигнуто или имеются разногласия по его условиям, понадобится обратиться в суд.

Суд установит такое обременение, только если без него вы не можете пользоваться своей недвижимостью, и если это не помешает собственнику обремененного участка использовать его согласно разрешенному использованию.

В данном случае суд самостоятельно определит условия такого соглашения, в том числе плату и условия перехода к иному лицу при отчуждении.

Публичный устанавливается в интересах государства, местного самоуправления или местного населения на основании соответствующего решения органа государственной власти или органа местного самоуправления (п. 2 ст. 23 ЗК РФ). Например, он может быть установлен для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования (пп. 1 п. 4 ст. 23 ЗК РФ).

Если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, собственник также вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления соразмерную плату (п. 13 ст. 23 ЗК РФ).

Срок при установления такого обременения определяется уполномоченным органом и указывается в решении о его установлении (п. 7 ст. 23 ЗК РФ).

Независимо от вида данное ограничение должно пройти процедуру регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) (п. 3 ст. 274 ГК РФ, п. 17 ст. 23 ЗК РФ).

Данное право ограниченного пользования сохраняется при разделе, объединении, перераспределении или выделе обремененных участков в отношении образованных участков (п. 5 ст. 11.8 ЗК РФ).

По общему правилу сервитут не прекращается и при переходе прав на обремененный земельный участок (п. 1 ст. 275 ГК РФ, п. 6 ст. 23 ЗК РФ). Более простым языком это означает, что при продаже текого земельного участка покупатель также буде ограничен в его использовании.

3. Соглашение об установлении сервитута

Соглашение об установлении сервитута должно содержать предмет, то есть указание на то, что лицу предоставляется право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). В противном случае соглашение об установлении сервитута по общему правилу считается незаключенным (п. 1 ст. 432 ГК РФ).

При заключении соглашения целесообразно включить в него следующие условия ( п. 1 ст. 39.25 ЗК РФ):

  • кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предполагается установить данное право ограниченного пользования;
  • при наличии – учетный номер части земельного участка, применительно к которой устанавливается сервитут, (исключением является установление обременения в отношении всего земельного участка);
  • сведения о сторонах  (полное наименование, местонахождение, ОГРН, ИНН – для юридического лица, Ф.И.О. полностью, место жительства для физического лица);
  • цели и основания установления данного обременения;
  • срок действия;
  • размер платы
  • права лица осуществлять деятельность, в целях обеспечения которой установлено обременение;

а также обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут:

  •  вносить плату;
  • после прекращения действия соглашения привести участок в состояние согласно разрешенному использованию.

Некоторые из данных условий понадобятся для регистрации сервитута, например условия о сроке, о лице, в пользу которого установлено право ограниченного пользования, и др. (п. 123 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости).

4. Регистрация сервитута

Государственная регистрация сервитута осуществляется Росреестром по заявлению:

  • правообладателя недвижимости;
  • сторон соглашения;
  • по требованию пристава-исполнителя (в случае наличия решения суда).

Государственная пошлина составит:

  • для юридических лиц – 6 000 руб.;
  • для физических – 1 500 руб.

Вместе с заявлением предоставляются:

  • документы, которые подтверждают полномочия представителя.
  • соглашение либо решение суда.

Также при регистрации  необходимо учитывать следующее:

  • Если участок, на котором установлено обременение, находится в общей собственности, то для его установления необходимо согласие всех собственников.
  • Правообладатель (если он не являлся заявителем) уведомляется Росреестром о регистрации сервитута в течение 5 рабочих дней со дня проведения регистрации.
  • Если право ограниченного пользования устанавливается на часть земельного участка, то регистрация такого ограничения в отношении указанной части земельного участка осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом такой части (в этом случае заявителем должен быть представлен межевой план на образование части земельного участка).
  • Представление вышеуказанного межевого плана не требуется в случае заключения соглашения в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до 3-х лет. В этом случае граница действия такого обременения определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.

Остались вопросы – мы ответим! Задать вопрос.

Оригинал статьи на нашем сайте.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d8896c495aa9f00b1375c5e/kak-oformit-servitut-5d9abf24fbe6e700b099fc23

Сервитуты государственных и муниципальных земельных участков по новой редакции ЗК РФ -Статьи

Безвозмездный сервитут на земельный участок

Сервитуты государственных и муниципальных земельных участков по новой редакции ЗК РФ

Новая редакция Земельного Кодекса (глава V.3 ЗК РФ) предусматривает ряд важных новшеств в отношении сервитутов земельных участков, относящихся к государственной и муниципальной собственности.

задача внесенных изменений состоит в том, чтобы перенести заключение соглашений о сервитуте из кулуаров властных органов на уровень правоотношений между частными лицами.

 Для этого пользователям  государственных и муниципальных земельных участков (например, арендаторам) дано право самостоятельно и без согласия публичного собственника заключать соглашения о сервитуте и, более того, получать плату за сервитут.

В тех случаях, когда участок не предоставлен в пользование частному лицу, сохранена возможность заключения соглашения о сервитуте с органом публичной власти, причем процедура заключения такого соглашения подробно урегулирована.

Таким образом, внесенные изменения направлены на то, чтобы снизить бюрократическую нагрузку на органы публичной власти, и в ряде случаев облегчить жизнь тем гражданам и организациям, которые нуждаются в заключении соглашений о сервитуте. Итак, по порядку.

Как я уже писала, право на заключение соглашения о сервитуте государственных и муниципальных земельных участков теперь предоставлено землепользователям, а именно, лицам, которые занимают участок на основании:

  • Права постоянного бессрочного пользования;
  • Права пожизненного наследуемого владения;
  • Аренды сроком более, чем на 1 год;
  • Права безвозмездного пользования сроком более, чем на 1 год.

При этом согласие уполномоченного органа на заключение такого соглашения не требуется, если соответствующим договором аренды или безвозмездного пользования не предусмотрено иное (п.1 ст. 39.24 ЗК РФ в новой редакции).

Орган, уполномоченный на распоряжение данным земельным участком, должен быть лишь уведомлен о заключенном соглашении о сервитуте в течение 10 дней с момента его заключения (п.3 ст. 39.24 ЗК РФ в новой редакции).

Последствия неуведомления в законе не содержатся.

  1. Плата за сервитут, соглашение о котором заключено частным землепользователем, поступает указанному землепользователю (п. 3 ст. 39.25 ЗК РФ в новой редакции). Этой нормой законодатель, видимо, пытается стимулировать частных лиц к заключению подобных соглашений.
  2. Соглашение о сервитуте, заключенное с арендатором земельного участка или с лицом, которому участок предоставлен на праве безвозмездного пользования, действует лишь в течение действия договора аренды или договора о безвозмездном пользовании (пункты 4, 5 ст. 39.24 ЗК РФ в новой редакции).
  3. Пунктом 1 статьи 39.25 подробно урегулировано содержание соглашения о сервитуте, в частности, указано, что оно должно содержать кадастровый номер земельного участка и учетный номер обременяемой части земельного участка. Таким образом, данная норма подтверждает необходимость кадастрового учета соответствующей части земельного участка.
  4. Если соглашение о сервитуте части земельного участка заключено на срок менее 3х лет, то заключение такого соглашения допускается без кадастрового учета соответствующей части и без государственной регистрации сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии со схемой, приложенной к соглашению (п. 4 ст. 39.25 ЗК РФ). Надо сказать, в ряде случаев это положение может быть весьма ценным.
  5. Статьей 39.26 ЗК РФ подробно урегулирован порядок заключения соглашения о сервитуте государственного или муниципального земельного участка с уполномоченным органом публичной власти.
  • в уполномоченный орган публичной власти направляется заявление о заключении соглашения о сервитуте с приложением схемы обременяемой части земельного участка. Если соглашение о сервитуте предлагается заключить в отношении всего земельного участка, прилагать схему не требуется.
  • орган публичной власти в месячный срок обязан выполнить одно из следующих действий:

– Направить уведомление о готовности заключить соглашение о сервитуте;

– Направить предложение о заключение соглашения о сервитуте иной части земельного участка;

– Подготовить, подписать и направить заявителю проект соглашения о сервитуте целого земельного участка

– Отказать в заключении соглашения о сервитуте при наличии предусмотренных законом оснований.

  • После получения уведомления о готовности заключить соглашение о сервитуте или предложения о заключении соглашения о сервитуте иной части земельного участка заявитель обеспечивает за свой счет кадастровые работы и постановку на кадастровый учет части земельного участка для заключения соглашения и сервитуте.
  • Уполномоченный орган готовит и направляет заявителю соглашение об установлении сервитута в 3х экземплярах, которое заявитель должен подписать в течение 30 дней.

Кроме вышесказанного, хочется отметить следующий момент. Статьей 39.23 предусмотрена довольно странная формулировка, описывающая основания заключения соглашения об установлении сервитута государственного или муниципального земельного участка.

Сказано, что такое соглашение может быть заключено в случаях, установленных гражданским законодательством, Земельным Кодексом и другими федеральными законами, в частности, в случаях строительства линейных объектов, инженерных изысканий и пользования недрами.

Таким образом, возможность заключения соглашения о сервитуте государственных и муниципальных земельных участков для иных случаев, например, для обеспечения доступа к другим участкам и объектам, сохранена, однако, почему-то не прописана в ЗК прямо.

Будем надеяться, что это не повлияет негативно на развитие практики по данному вопросу.

Материал подготовила Татьяна Скворцова.

Источник: https://www.cab74.ru/articles/304/

Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)

Безвозмездный сервитут на земельный участок

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных работ на земельном участке;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.

44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.

3 настоящего Кодекса.

11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

18. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.

19. Особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Источник: http://stZKRF.ru/23

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.