Акты публично правовых образований

Понятие публично-правовых образований

Акты публично правовых образований

Понятие “публично-правовые образования” в Гражданском кодексе РФ не закреплено и, более того, вообще не встречается, однако в теории цивилистики оно имеет давно вполне конкретное толкование – термином “публично-правовые образования” обозначают комплекс субъектов, перечисленных законодателем в ст.124 ГК РФ.

Выделяют две основные группы субъектов, входящих в состав публично-правовых образований:

  • а) государственные образования (Российская Федерация и субъекты РФ);
  • б) муниципальные образования (городские, сельские поселения и иные).

Муниципальные образования не являются органами государственной власти согласно ст.131 Конституции РФ, но они согласно ст.132 Конституции РФ обладают властными полномочиями, в связи с чем, их также относят к числу публично-правовых образований.

Признание публично-правовых образований субъектами гражданского права означает необходимость распространения на них общего режима участия в обороте субъектов этой отрасли, что знаменует равенство правового статуса публично-правовых образований и иных субъектов гражданского права.

Гражданская правосубъектность публично-правовых образований призвана обеспечивать исполнение ими своих политических задач, для чего изучаемым субъектам может понадобиться весь арсенал средств участия в гражданско-правовых отношениях.

От имени публично-правовых образований могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Однако указанная возможность должна иметь нормативное закрепление следующими актами: федеральными законами; указами Президента РФ; актами Правительства РФ; актами субъектов РФ; актами муниципальных образований. То есть вопрос наделения функциями представителя от имени государства разрешается законодателем в высшей степени произвольно.

Публичные образования обладают особым двойственным статусом. Во – первых, они являются носителями публичной (государственной, муниципальной) власти, обладают суверенитетом (верховенством), их создаются с целью осуществления тех или иных властных функций.

Поэтому все их решения, принятые в рамках своих полномочий и основанные на законодательных актах, носят общеобязательный характер. Во-вторых, они, несомненно, являются участниками гражданского оборота и потому должны подчиняться основному принципу гражданского права – юридического равенства сторон. Гражданское законодательство в ст.

124 ГК РФ уточняет, что публично-правовые образования, юридические лица и граждане в гражданских правоотношениях равны между собой.

Таким образом, с одной стороны публично-правовые организации устанавливают правила гражданского оборота для их участников, а с другой, – они считаются равными с другими субъектами гражданского права, которые такими полномочиями не обладают и, что самое главное, соответственно подчиняться правилам, ими же разработанными.

Согласно общему правилу к гражданско-правовому статусу публичноправовых образований применяются нормы, определяющие участие в имущественном обороте юридических лиц.

Основывается данное правило на том, публично-правовые образования как и юридические лица, как таковые не существуют реально в пространстве и времени, но являются субъектами права и правоотношений, обладают правоспособностью и дееспособностью.

Не могут применяться к рассматриваемым субъектам правила о порядке создания и прекращения юридических лиц, о государственной регистрации юридических лиц, о наименовании и месте нахождения юридического лица, о представительствах и филиалах.

Цель участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях – реализация не своих частноправовых интересов (как в случае с гражданами и юридическими лицами), а своей компетенции.

Публично-правовые образования возникают на основе “властно-распорядительного” (чаще всего административного) акта, то есть порядок их возникновения носит распорядительный характер.

Статус и компетенция публично-правовых образований определяются нормами не гражданского, а публичного права.

Публично-правовые образования наделены правоспособностью и дееспособностью. К особенностям правоспособности публично-правовых образований относятся:

  • — специальная правоспособность;
  • — гражданской правоспособностью и дееспособностью является вспомогательный по отношению к основной их деятельности;
  • — вынужденный характер;
  • — объем правосубъектности РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления различен и зависит от закрепленных законодательством полномочий;
  • — публично-правовые образования не наделяются полномочиями по управлению объектами частной собственности. Согласно Конституции РФ, в их ведении находится лишь федеральная государственная собственность, муниципальная собственность и управление ею (а также соответственно и собственность субъектов РФ);
  • — публично-правовые образования участвуют в предпринимательской деятельности посредством унитарных предприятий и других организационно – правовых форм.

Таким образом, в целом, особенности правосубъектности публично-правовых образований основываются на природе и цели РФ и субъектов РФ как публичных образований, предназначение которых – осуществление функций государства, что предполагает наличие организационно-правового механизма достижения конституционно значимых целей, включая признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина.

Реализация дееспособности публично-правовых образований происходит с помощью органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Законодательством предусматривается две формы участия государства в гражданских правоотношениях:

  • а) непосредственная – через свои органы (п.1, 2 ст.125 ГК РФ),
  • б) опосредованная – через представителей (п.3 ст.125 ГК РФ).

При непосредственном участии государства от его имени в гражданских правоотношениях могут участвовать органы государственной власти в рамках их компетенции.

В случаях и порядке, предусмотренных законодательством, от имени государства по его специальному поручению могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, юридические лица и граждане.

Непосредственная форма участия государства в гражданском обороте закреплена в ст.125 ГК РФ.

При опосредованном участии государство вступает в гражданский оборот через государственных юридических лиц, которые становятся стороной совершаемых сделок, принимая обязанности и приобретая права непосредственно для себя, а не для государства.

Принимая участие в вещных правоотношениях, публично-правовые образования являются собственниками имущества, публичные образования могут приобретать имущество, передавать в пользование, отчуждать его, наследовать.

У них имеются особые возможности при реализации своих правомочий (обладают правом на получение части обнаруженного клада или правом на приобретение бесхозяйного имущества). Принимать решения по реквизиции, конфискации или национализации частного имущества может только государство.

Публично – правовые образования обладают ограниченными наследственными правами: не могут завещать свое имущество, отказаться от наследства и т.п.

Вступая в обязательные правоотношения публично-правовые образования заключает различные сделки по распоряжению своим имуществом.

В исключительную компетенцию публично-правовых образований входит возможность заключать такие договоры, как договор подряда, поставки или проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных и муниципальных нужд, государственного займа, соглашений о разделе продукции.

Page 3

Публично-правовые образования несут ответственность по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом.

Изъятие установлено законом в отношении, во-первых, имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, во-вторых, имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

В первом случае действует общее правило: юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам, а Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц.

Выступая в гражданских правоотношениях в качестве самостоятельных участников с обособленным имуществом, публичные образования несут раздельную ответственность по своим обязательствам. Субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам

Российской Федерации. Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований.

Можно выделить несколько случаев применения субсидиарной ответственности в правоотношениях с участием публично-правовых образований:

  • — ответственность публично-правовых образований по гражданско-правовым обязательствам бюджетных учреждений и казенных предприятий;
  • — ответственность публично-правовых образований при принятии ими на себя гарантии по обязательствам иных публично-правовых образований либо юридических лиц;
  • — ответственность Российской Федерации по обязательствам входящих в нее публично-правовых образований и органов местного самоуправления;
  • — деликтная ответственность публично-правовых образований за вред, причиненный их должностными лицами.

Согласно позиции ВАС РФ О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации: постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2006 г. № 21.: КонсультантПлюс: справочная правовая система / разраб. НПО “Вычисл. математика и информатика”. Москва: Консультант Плюс, 2009-2015. Режим доступа: http: //www.consultant.ru и ст.16 ГК РФ удовлетворяя требование о привлечении собственника к субсидиарной ответственности по долгам учреждения, суду в резолютивной части решения следует указывать, что соответствующий долг учреждения взыскивается с Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а не с органов, выступающих от имени публично-правовых образований.

Иными словами, возмещение потерпевшему либо удовлетворение требований кредиторов учреждений производится не за счет причинителя вреда либо органа публичной власти, выступающего в обороте от имени публично-правового образования, а за счет казны соответствующего уровня.

Исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, муниципального образования) за счет средств бюджета должно быть произведено Министерством финансов Российской Федерации (соответствующим финансовым органом) в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного листа указанному органу (п.6 ст.242.2 БК РФ).

Специальный порядок исполнения судебных актов о взыскании долга с учреждения и собственника его имущества в порядке субсидиарной ответственности регламентируется ст.161 и гл.24.1 БК РФ, по смыслу которых взыскание первоначально обращается на находящиеся в распоряжении учреждения денежные средства, а в случае их недостаточности – на денежные средства субсидиарного должника.

публичное правовое образование

Page 4

Источник: https://studwood.ru/895830/pravo/ponyatie_publichno_pravovyh_obrazovaniy

Статья 17. Особенности применения отдельных актов публично-правового образования (актов (решений) регулируемой организации) в рамках проектного инвестиционного режима

Акты публично правовых образований

Статья 17. Особенности применения отдельных актов публично-правового образования (актов (решений) регулируемой организации) в рамках проектного инвестиционного режима

1.

Российская Федерация и субъект Российской Федерации (Российская Федерация, субъект Российской Федерации и регулируемая организация) или субъект Российской Федерации в соглашении о защите и поощрении капиталовложений принимают на установленный абзацем вторым настоящей части срок обязательства в отношении организации, реализующей проект, о неприменении указанных в части 3 настоящей статьи актов публично-правового образования (актов (решений) регулируемой организации), изменяющих предусмотренные в данном соглашении условия предпринимательской и (или) иной деятельности, связанной с реализацией инвестиционного проекта, имевшие место на момент его заключения.

2. Акты публично-правового образования (акты (решения) регулируемой организации) (далее также – акты (решения)), указанные:

1) в пунктах 1-3 части 3 настоящей статьи, не применяются в течение срока, на который заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений;

2) в пункте 4 части 3 настоящей статьи, не применяются в течение срока, предусмотренного вступившим в силу связанным договором;

3) в пунктах 5-10 части 3 настоящей статьи, не применяются в течение трех лет со дня их вступления в силу, но не по завершении действия соглашения о защите и поощрении капиталовложений.

3. Перечень актов (решений), которые применяются с учетом особенностей, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи:

1) акты законодательства о налогах и сборах, перечень которых устанавливается законодательством о налогах и сборах;

2) акты, предусматривающие увеличение ставок вывозных таможенных пошлин, установление дополнительных таможенных процедур и (или) увеличение сроков таможенных процедур;

3) акты (акты (решения) регулируемой организации), предусматривающие изменение формулы расчета тарифов, расчета соответствующих формуле расчета тарифа ставок (размеров) тарифов, надбавок, условий оказания связанных услуг в отношении продукции, работ, услуг, соответственно потребляемых, производимых, оказываемых организацией, реализующей проект, указанных в соглашении о защите и поощрении капиталовложений и (или) в связанном договоре;

4) акты (решения, предусмотренные соответствующим порядком предоставления мер государственной поддержки), изменяющие вступившее в силу решение о предоставлении меры государственной поддержки и (или) об исполнении иных связанных обязательств, повлекших изменение объема предоставления меры государственной поддержки, предусмотренного соглашением о защите и поощрении капиталовложений и связанным договором;

5) акты, предусматривающие введение или изменение технического регулирования, непосредственно влекущее за собой рост затрат организации, реализующей проект, ужесточение и ввод новых нормативов, изменение обязательных требований к промышленной продукции и (или) к связанным с обязательными требованиями к промышленной продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также установление требований по лицензированию деятельности организации, реализующей проект, или по сертификации выпускаемой ею продукции;

6) акты, устанавливающие дополнительные или изменяющие действующие требования к землепользованию и застройке территорий, а также устанавливающие дополнительные административные процедуры при выполнении инженерных изысканий, при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, сносе объектов капитального строительства, подключении (технологическом присоединении) к инженерным сетям, и (или) увеличивающие сроки, и (или) изменяющие порядок проведения таких процедур, предусматривающие изменение процедур подготовки документов территориального планирования, градостроительного регламента, документации по планировке территории, изменение порядка предоставления прав на земельный участок, изменение процедур, связанных с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований (в случае, если такие процедуры и порядок их проведения установлены нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления), изменение порядка прохождения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в том числе достоверности определения сметной стоимости строительства, государственной экологической экспертизы проектной документации, историко-культурной экспертизы и порядка получения заключений указанных экспертиз, изменение порядка осуществления строительства, реконструкции (в том числе технического перевооружения), капитального ремонта объекта капитального строительства, порядка выдачи разрешения на строительство объекта и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, изменение требований к эксплуатации зданий, сооружений, непосредственно влекущие за собой рост затрат организации, реализующей проект;

7) акты (акты (решения) регулируемой организации), предусматривающие пересмотр инвестиционных программ регулируемых организаций в части, связанной с выполнением организацией, реализующей проект, условий по соглашению о защите и поощрении капиталовложений, в отношении обязательств, указанных в связанном договоре;

8) акты, предусматривающие сокращение тарифных квот на вывоз товаров, квот на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, квот на добычу (вылов) водных биоресурсов и иных квот, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

9) акты, предусматривающие увеличение ставок платы или расширение объектов обложения для следующих видов обязательных платежей: плата за негативное воздействие на окружающую среду, плата за пользование водными объектами, утилизационный сбор, экологический сбор, плата по обязательным видам страхования имущества и ответственности;

10) акты, предусматривающие увеличение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, а также изменение порядка определения и общего размера арендной платы, устанавливаемые при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.

4.

Акты законодательства о налогах и сборах, вступающие в силу после даты заключения соглашения о защите и поощрении капиталовложений, предусматривающие снижение налоговых ставок и (или) введение льгот по региональным и местным налогам, условия и сроки их применения и прекращения их действия, введение новых государственных пошлин, применяются в отношении организации, реализующей проект, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

5. Положения, предусмотренные частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, применяются к организации, реализующей проект, только при соблюдении ею условий, установленных соглашением о защите и поощрении капиталовложений, настоящим Федеральным законом и законодательством о налогах и сборах.

6. Организация, реализующая проект, обязана вести раздельный учет сумм налогов, объектов налогообложения и налоговой базы по видам налогов в соответствии с законодательством о налогах и сборах, а также иных показателей, необходимых для подтверждения соблюдения ею условий, установленных настоящим Федеральным законом и соглашением о защите и поощрении капиталовложений.

7.

В случае, если в отношении организации, реализующей проект, в соответствии с соглашением о защите и поощрении капиталовложений применяются указанные в пунктах 3 и 7 части 3 настоящей статьи акты (решения) с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, то в таком соглашении участвует регулируемая организация или между регулируемой организацией и (если применимо) уполномоченным органом государственной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями (далее – регулирующий орган), а также организацией, реализующей проект, заключается отдельный договор (связанный договор).

8.

В соглашении о защите и поощрении капиталовложений (связанном договоре) устанавливаются обязательства регулируемой организации и (если применимо) регулирующего органа не изменять формулу расчета тарифов, расчета соответствующих формуле расчета тарифа ставок (размеров) тарифов, надбавок, условий оказания связанных услуг в отношении продукции, работ, услуг, соответственно потребляемых, производимых, оказываемых организацией, реализующей проект, и нести ответственность в случае нарушения указанных обязательств.

9. Положения, предусмотренные частями 1, 2, 3 и 7 настоящей статьи, применяются в отношении организации, реализующей проект, только в части, имеющей отношение к соответствующему инвестиционному проекту.

Указанная организация при наличии у нее наряду с инвестиционным проектом иной деятельности обязана вести раздельный учет продукции и иных показателей, имеющих значение в соответствии с настоящей частью, для подтверждения права на возмещение при ухудшении условий реализации инвестиционного проекта или для применения соответствующих ограничений.

10. Положения частей 1, 2 и 3 настоящей статьи не применяются в отношении нормативных правовых актов, принимаемых во исполнение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, подлежащих применению в Российской Федерации.

11.

Финансово-экономическое обоснование к проектам федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, а также к проектам актов (решений) регулируемой организации должно содержать оценку влияния указанных актов (решений) на обязанности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, регулируемой организации по выплате возмещения организации, реализующей проект, за невыполнение условий соглашения о защите и поощрении капиталовложений в связи с принятием таких актов (решений).

12.

Обязательства публично-правовых образований (регулируемых организаций), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, могут быть приняты в соответствии с соглашениями о государственно-частном партнерстве, концессионными соглашениями в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, о концессионных соглашениях, в части актов (решений), указанных в пунктах 1 – 3, 5 – 10 части 3 настоящей статьи.

Источник: https://base.garant.ru/77511610/a7b26eafd8fd23d18ca4410ac5359e0e/

Публичные образования (государство и муниципальные образования)

Акты публично правовых образований

Под публичными образованиями в гражданском праве понимаются политические структуры общества, обладающие публичной властью и участвующие в гражданских правоотношениях, как то: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Публичные образования выступают в гражданских правоотношениях на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами и не вправе использовать свои властные полномочия, поскольку при участии в гражданских правоотношениях они приравниваются по своему правовому положению к частным лицам.

Гражданское законодательство распространяет действие норм, определяющих участие юридических лиц в гражданских правоотношениях, и на публичные образования, если иное не вытекает из закона или особенностей этих образований. Правоспособность и дееспособность считаются присущими публичным образованиям в силу их статуса.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в гражданских правоотношениях выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени муниципальных образований в гражданских правоотношениях выступают органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Публичные образования отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, закрепленного за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (так называемого распределенного имущества), а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Публичные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам созданных ими юридических лиц. Исключение составляют случаи, когда обязанность имущественной ответственности прямо указывается в законе, а также случаи принятия публичным образованием гарантии (поручительства) по обязательствам другого публичного образования либо юридического лица.

7. Нормы права и нормативно-правовые акты.

Норма права – это правила поведения, формально определенные, исходящие от государства, обладающие принудительной силой.

Структура нормы права:

Гипотеза – условие и основание применения нормы.

Диспозиция – само правило поведения.

Санкция – мера государственного реагирования на поведение субъекта в рамках нормы.

Виды норм права по кретериям:

1. По предмету правового регулирования: нормы правил поведения, нормы задачи, нормы принципы, нормы преамбулы.

2. По характеру предписания: запрещающие, разрешающие, управомачивающие, рекомендательные, обязательные.

3. По правовой природе: материальные нормы (в них содержатся правила поведения), процессуальные (устанавливают порядок и условия применения материальных норм).

Выделяются четыре вида источников: нормативно-правовые акты, санкционированные обычаи или деловые обыкновения, судебный и административный прецеденты, нормы между народного права.
Нормативно-правовые акты – это письменные решения уполномоченного субъекта правотворчества, устанавливающие, изменяющие или отменяющие правовые нормы.

Нормативно-правовой акт – это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащей обязательные юридические нормы. Это внешнее выражение нормы права.

Классификация нормативно-правовых актов

По юридической силе: законы (акты, обладающие высшей юридической силой); подзаконные акты (акты, основанные на законах и им не противоречащие). Все нормативно-правовые акты, кроме законов, являются подзаконными. Пример: постановления, указы, положения и др.

По субъектам, издающим (принимающим) нормативно-правовые акты: акты референдума (непосредственного народного волеизъявления); акты органов государственной власти.

акты органов местного самоуправления, акты Президента, акты органов управления, акты должностных лиц государственных и негосударственных органов.

При этом могут быть акты: принятые одним органом (по вопросам общего ведения)

совместно несколькими органами (по вопросам совместного ведения).

По отраслям права (уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые и т.д.).

По сфере действия:
акты внешнего действия (общеобязательны для всех – охватывают все субъекты (например, федеральные законы, федеральные конституционные законы), внутреннего действия (касаются только субъектов, входящих в конкретное министерство, лиц, проживающих на определенной территории, занимающихся определенным видом деятельности).

Различают действие нормативно-правовых актов: по кругу лиц (на кого распространяется данный нормативно-правовой акт),

по времени (вступление в силу – как правило, с момента опубликования; возможность применения обратной силы), в пространстве (как правило, на всю территорию).

В Российской Федерации действуют следующие нормативно-правовые акты, расположенные по юридической силе: Конституция РФ, федеральные законы, нормативно-правовые акты Президента (указы), Правительства (постановления и распоряжения), министерств и ведомств (приказы, инструкции).

Также есть: локальные нормативно-правовые акты (нормативно-правовые акты органов государственной власти субъектов РФ) – действуют только на территории субъекта; нормативный договор; обычай.

8. Обязательства и договоры.

Обязательство –это правоотношение, в силу которого одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие (передать имущество, выполнить работу и т. п.

), либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника выполнения его обязанности.Стороны обязательства – должник и кредитор.

Стороны обязательств могут быть представлены как одним, так и несколькими лицами.

Объект обязательства – определенные действия обязанного лица по передаче имущества, уплате денег и т. д.

обязательства – права и обязанности сторон. Реализация права кредитора возможна только через выполнение должником своей обязанности (например, покупатель вещи не сможет ее получить, если продавец ее не передаст).

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником своей обязанности к нему применяются меры гражданско-правовой ответственности.

Виды обязательств:

– по отчуждению имущества (купля – продажа);

– по передаче имущества в пользование (аренда);

– по выполнению работ (подряд);

– по оказанию услуг;

– связанные с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности (авторский договор);

– из причинения вреда и неосновательного обогащения.

Исполнение обязательства – это совершение должником действий, составляющих его обязанность, либо воздержание от совершения определенных действий.

Принципы исполнения обязательств:

– принцип надлежащего исполнения, т. е. исполнение его в полном соответствии с условиями обязательства и требованиями закона;

– принцип исполнения обязательства в натуре, т. е. совершение должником именно тех действий, которые предусмотрены без замены их возмещением убытков или уплатой денежной суммы;

– недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства или одностороннего изменения условий, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Договор – это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении, прекращении гражданских прав и обязанностей.

Договор – это двусторонняя или многосторонняя сделка, поэтому к договору применяются все нормы, касающиеся таких сделок.

Закон провозглашает свободу договора, что означает:

– субъекты гражданского права свободны, решать самостоятельно, заключать договор или нет;

– субъекты свободны в выборе партнера при заключении договора;

– субъекты свободны в выборе вида заключаемого договора;

– субъекты свободны в определении условий договора.

Договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок. Законом для договора определенного вида может быть установлена определенная форма.

В письменной форме договор может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

договора составляют его условия, закрепляющие права и обязанности сторон.

Условия договора бывают:

1) существенные(необходимы для заключения договора, без них договор считается незаключенным. Это условия о предмете договора, прямо названные в законе для данного вида дого- вора, которым по заявлению одной из сторон необходимо согла- шение);

2)обычные (устанавливаются нормами гражданского права и применяются, если стороны не устранили или не изменили их. К ним относятся условия о цене, о сроке исполнения, и другие);

3) дополнительные(изменяют или дополняют обычные условия, приобретают силу только при включении их в текст договора).

Договор заключается посредством направления предложения заключить договор одной стороной и принятия предложения другой стороной. Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

При изменении договора обязательства сохраняются в измененном виде, при расторжении – прекращаются. Договор может быть изменен или расторгнут двумя способами:

1. По соглашению сторон;

2. По решению суда.

9 Административная ответственность.

Административная ответственность — разновидность юридической ответственности, которая выражается в применении административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение. С учетом этого определения можно называть следующие признаки административного правонарушения:

§ деяние – акт волевого, осознанного поведения, может быть действием (переход улицы на красный сигнал светофора) или бездействием (неявка в суд для исполнения обязанности присяжного заседателя);

§ антиобщественный характер – посягательство на интересы гражданина, государства и общества: обобщенный перечень таких интересов дан в ст. 1.2 КоАП РФ и конкретизируется в содержащихся в нем правовых нормах;

§ виновность – аналогичная уголовному праву конструкция с умыслом и неосторожностью (ст. 2.2 «Формы вины» КоАП РФ);

§ противоправность – ситуация, при которой объект посягательства не только представляет определенную ценность для личности, государства и общества, но и охраняется правом.

Важно понятиенаказуемости, при которой административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения (ст. 3.1 КоАП РФ).

Виды административных взысканий определены в ст. 3.2 КоАП РФ.

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные наказания:

§ предупреждение. Это выносимое официальное порицание управомоченным органом в письменной форме, установленной законодательством;

§ административный штраф. Это денежное взыскание, размер которого определяется в статье, устанавливающей ответственность за конкретное правонарушение;

§ возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. Принудительно изымаемая вешь продается, а бывшему собственнику вещи выплачиваются деньги, вырученные от ее продажи за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета;

§ конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Это аналогичное предыдущему принудительное изъятие без какой-либо компенсации;

§ лишение специального права, предоставленного физическому лицу (права охоты, управления транспортным средством и т. п.);

§ административный арест. Он подразумевает содержание нарушителя в условиях изоляции от общества на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до 30 суток;

§ административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

§ дисквалификация. Это лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управление юридическим лицом в иных случаях;

§ административное приостановление деятельности.

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

В качестве основных и дополнительных административных взысканий применяются возмездное изъятие и конфискация предметов, административное выдворение. Другие административные взыскания применяются только в качестве основных. За одно правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскания.

10. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

За нарушение антимонопольного законодательства несут ответственность:

1. должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,

2. должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также

3. должностные лица государственных внебюджетных фондов,

4. коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица,

5. физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели,

Источник: https://studopedia.ru/4_49165_publichnie-obrazovaniya-gosudarstvo-i-munitsipalnie-obrazovaniya.html

Публично-правовые образования и государственные органы

Акты публично правовых образований

Согласно ст.124 Гражданского кодекса Российской Федерации государство (далее – ГК РФ) – Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования являются субъектами гражданского права и участвуют в гражданско-правовых отношениях на равных началах с физическими и юридическими лицами.

 Такое участие подчиняется правилам, установленным для юридических лиц, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов, причем от имени государства и муниципальных образований действуют соответственно государственные и муниципальные органы.

Уникальность гражданско-правового статуса государства, неприменимость к государству понятия юридического лица были признаны советскими исследователями[1] и поддержаны в российской доктрине.

[2] Позиция Конституционного Суда Российской Федерации (далее – КС РФ), согласно которой публично-правовые образования обладают специальной правоспособностью,[3] подчеркивает особое правовое положение государства и муниципальных образований как субъектов гражданского права.

В отличие от общей правоспособности коммерческих организаций, правоспособность государства должна соответствовать его публично-правовой природе.

Этот принцип выражен, например, в следующих законодательных положениях: публично-правовые образования вправе обязываться по векселю только в случаях, предусмотренных федеральным законом;[4] государство и муниципальные образования, а также их органы не могут быть доверительными управляющими; государственные и муниципальные образования[5] не вправе участвовать в хозяйственных обществах и товариществах на вере, если иное не установлено законом.[6] Специальную правоспособность государства стоит учитывать при толковании установленных законодательством полномочий государственных органов, и при подготовке новых законов – публично-правовым образованиям и их органам не должны предоставляться гражданские права, осуществление которых вступает в противоречие с задачей по выражению и защите общественных интересов. Соответственно, публично-правовое образование не должно иметь права, например, на осуществление предпринимательской деятельности, т.е. деятельности, направленной на систематическое получение прибыли, за исключением особых случаев, когда общественные интересы требуют осуществления государством предпринимательской деятельности в какой-либо форме.[7] В настоящее время по своей сути унитарные предприятия представляют собой своеобразный инструмент для повышения эффективности использования федерального имущества и обеспечения поступления в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий. В связи с этим действующее законодательство и сохранило конструкцию унитарного предприятия для публичных собственников. Сегодня как никогда ощущается объективная потребность в создании стройной, экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии с которыми те или иные объекты выбираются для осуществления государственного управления на базе жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля за государственной собственностью. В Российской Федерации отсутствуют четкие основания для отнесения того или иного органа публично-правового образования к юридическим лицам во всех случаях его участия в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. Стоит отметить, что проблема существования самостоятельной юридической личности органов публично-правовых образований имеет не только научное, но и огромное практическое значение для определения субъектного состава конкретного гражданского правоотношения.

Трактовка действий органа юридического лица как действий самого юридического лица, т.е. квалификация органа не как представителя, но как части юридического лица,[9] является результатом определенного исторического развития.

В ходе изменения взгляда на юридическое лицо как образование, обладающее волей только в силу фикции, в интересах которого действуют представители, подобно тому, как опекуны действуют от имени ребенка или недееспособного человека, сменились взглядом на юридическое лицо как на лицо с реальной волей.

[10] Согласно этому подходу, организация законодательно наделяется юридической личностью потому, что она рассматривается как «носитель единой и постоянной коллективной воли»; закон придает воле организации правовой характер, но – как и в случае с физическим лицом – не создает эту волю и способность, а только признает и регулирует. Поскольку орган власти олицетворяет государство, постольку для практического удобства допустимо выступление органа власти в гражданском обороте под собственным наименованием без специального указания, что орган действует за государство. Любые сделки и юридические действия, совершенные органом, в любом случае являются сделками и юридическими действиями непосредственно государства.

Для целей гражданского права любые правовые нормы о государственных органах, их компетенции, правах и обязанностях – остаются правилами об отношениях внутри публично-правового образования как единого субъекта гражданского права, обладающего свободой воли и действующего в своих интересах.

Подобным образом гражданско-правовые нормы об органах и отношениях между органами юридического лица, например, акционерного общества, относятся к внутреннему устройству организации. Их цель состоит в том, чтобы регулировать деятельность частей организации, и обеспечить ее участие в гражданском обороте как лица.

Если понимание органов юридического лица как его частей (но не поверенных) означает становление юридического лица как самодостаточного субъекта, то гражданско-правовая трактовка государственных органов как юридических лиц (но не частей государства) приводит применительно к государству к обратному выводу.

В рамках данной трактовки возможно толкование, будто органы, действуя от имени государства, выступают как доверенные лица, поверенные. Это, в свою очередь, предполагает недееспособность государства (так как нуждается в представительстве, чтобы участвовать в гражданском обороте), что противоречит гражданскому законодательству.

Впрочем, с другой стороны, органы, в зависимости от ситуации, действуют либо как юридические лица, в своих интересах, либо как органы публично-правового образования в строгом смысле, т.е. публично-правовое образование действует через свой орган.

Но и в этом случае тогда не представляется целесообразным наделять государственные органы статусом юридического лица. Ф.Ф. Кокошкин утверждал, что государственный орган не является субъектом гражданского права, но, тем не менее, он обладает своей волей внутри государства: «…

орган нельзя рассматривать как нечто само по себе абсолютно безличное, как одну лишь форму для проявления личности государства». Он действительно является таковым, поскольку компетенция его содержит в себе права и обязанности государства по отношению к объектам подчинения. Но как скоро мы противопоставим государственные органы друг другу, они получают характер самостоятельных субъектов воли.[11]

Еще одна группа авторов заявляет об отсутствии у органов публично-правовых образований самостоятельной юридической личности в гражданском праве.

[12] Утверждается, что орган – коллективное образование, которое не является юридическим лицом, не имеет гражданской правосубъектности, ограничиваясь правоспособностью в административных отношениях.

[13] Говорится о том, что «признание самостоятельной юридической личности за государственными органами противоречит самой их сущности, что с позиций гражданского права «целое» (то есть юридическое лицо или государство, действующее по аналогии с ним) не может обладать правосубъектностью наряду с правосубъектностью своих составляющих».[14]

Другая точка зрения состоит в признании органов публично-правовых образований участниками гражданско-правовых отношений, причем в организационно-правовой форме, отличной от формы учреждения, в том числе с применением категории «юридическое лицо публичного права». Так, В.Г.

Голубцов приходит к выводу о необходимости выделения органов «в качестве самостоятельной организационно-правовой формы юридического лица без отнесения таковых к категории юридических лиц публичного права».
[15] По мнению других представителей данного подхода, органы публичного образования являются самостоятельными участниками гражданско-правовых отношений, имея при этом особый статус “квазиюридического лица”.[16] В.Е.

Чиркин, говоря об особенностях органа публичной власти, заключает, что “нужно признать такие органы юридическими лицами, но лицами публичного права с крайне жесткими ограничениями или прямым запрещением участвовать в гражданском обороте”.[17] Аналогичного мнения придерживаются Ю.В. Щербакова,[18] С.В. Терешкович.[19]

Согласно еще одной точке зрения группы ученых, к которой принадлежит значительное число как представителей административно-правовой науки, так и цивилистов, органы публичных образований являются самостоятельными участниками гражданско-правовых отношений и имеют статус юридического лица в организационно-правовой форме учреждения.

[20] Н.В. Козлова и Н.С. Тимофеев справедливо отмечают, что органы государственной власти и местного самоуправления как таковые могут иметь или не иметь статус юридического лица.

[21] Статус юридического лица является факультативным признаком органа и сам по себе не изменяет его административно-правовой природы, являясь лишь частным случаем.

[22] Следует отметить, что правовой статус органа публично-правового образования как юридического лица является необходимым при осуществлении этим органом имущественных прав от имени публично-правового образования по специальному поручению в рамках п.3 ст.

125 ГК РФ, поскольку в этом случае имеют место специфические отношения представительства.

Таким образом, персонификация органов публично-правового образования в гражданском обороте посредством наделения их статусом юридических лиц позволяет решить две задачи – выступление в гражданском обороте в качестве представителей публично-правовых образований, а также материально-техническое обеспечение деятельности данных органов.

Большая часть органов публично-правовых образований, являющихся юридическими лицами, действуют на основании общих или индивидуальных положений о них, подобных по своей правовой природе уставам юридических лиц. В свою очередь, следует отметить, что данные нормативно-правовые акты, определяя статус органов как юридических лиц, не содержат указания на их организационно-правовую форму. Представляется верной точка зрения В.В. Бараненкова, согласно которой «для участия в любых видах правоотношений, если это так или иначе связано с использованием имущества (включая имущественную ответственность), организация должна обладать статусом юридического лица».[23]

Дело в том, что публично-правовые образования выступают в гражданских правоотношениях как таковые, не нуждаясь в дополнительной правовой форме. Однако органам публично-правовых образований такая форма необходима в силу ст.

2 ГК РФ, согласно которой участниками гражданских правоотношений могут являться только граждане, юридические лица и публично-правовые образования. На основании изложенного очевидно, что для этих целей должна использоваться организационно-правовая форма учреждения.

Тем не менее в настоящее время вопрос об организационно-правовой форме государственного органа, имеющего статус юридического лица, остается законодательно не урегулированным.

Как считаете, уважаемые коллеги, в целях закрепления правового положения органов публичной власти в гражданском обороте и обеспечения единообразного правового регулирования деятельности органов публичной власти как субъектов гражданских правоотношений необходимо ли включить в нормативные правовые акты, признающие отдельные органы публично-правовых образований юридическими лицами, правила о том, что в данном случае органы являются юридическими лицами в организационно-правовой форме учреждения, или, все же, ну его?..

[1] См.: Брагинский М.И. Участие Советского государства в гражданских правоотношениях. – М.: 1981. – С. 136.

Источник: https://zakon.ru/discussion/2015/10/12/publichnopravovye_obrazovaniya_i_gosudarstvennye_organy

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.